+52 55 23262903 в Мексике

+7 921 185 2528
info@peru-tour.ru

Пачакамакский идол

В 1533 году конкистадоры, покорявшие державу инков, разрушили храм в городе Пачакамак и уничтожили деревянное изображение божества, которому поклонялись в этом храме. В новом исследовании доказывается, что деревянная скульптура уцелела. Более того, она с 1930-х годов была известна ученым, но считалось, что ее изготовили поздно, незадолго до испанского нашествия. Только теперь радиоуглеродное датирование показало, что она была вырезана не только до захвата Пачакамака испанцами, но и до того, как городом завладели инки.

Древний город Пачакамак расположен у побережья Тихого океана, в 31 километре к югу от Лимы. Общая площадь, занимаемая архитектурными памятниками, превышает 450 гектаров. Самые древние следы поселения относятся к временам задолго до возникновения государства инков. В Пачакамаке люди жили в первые века нашей эры, что в археологической периодизации истории Перу соответствует так называемой культуре Лима (около 100 года до н. э. — около 650 года н. э.). Город развивался и при пришедшей ей на смену культуре Уари (600−1200 годы), во времена которой на территории нынешних прибрежных регионов Перу существовало крупное государство, а Пачакамак стал в этой державе важным религиозным центром.

Пачакамак на карте Перу и план археологических памятников Пачакамака

После распада державы Уари, около 1100 года, Пачакамак был столицей небольшого государства Ичма (Ичса), которое в 1470 году было присоединено к империи инков, но в какой-то степени сохранило автономию, а храмы Пачакамака стали важным центром паломничества всей инкской державы. Особую славу ему приносило то, что в главном храме действовал оракул: жрецы от имени бога отвечали на вопросы паломников. Инки не сочли возможным разрушать столь почитаемый в этом регионе храм, поэтому они договорились с местными правителями и жрецами храма, что он сохранится, но с одним условием: в городе будет построен также храм бога Солнца.

Храм Солнца в Пачакамаке

Более того, считается, что и собственно название Пачакамак город получил только во времена инков, а до этого назывался Ичма. Пачакамак — это также имя бога, почитавшегося в городе (на русском языке имя бога, в отличие от названия города, иногда пишут через дефис: Пача-Камак). С языка кечуа это имя переводится как «творец мира» (pacha — «мир, земля», kamaq — «создатель», от глагола kamay — «делать, создавать, изобретать»). До нас дошли лишь фрагменты мифов об этом боге. Согласно одной из версий, Пачакамак был сыном Солнца и разорвал на части сына первой женщины (тоже рожденного от Солнца), из частей тела создал разные полезные растения. Правда, бог Солнца воскресил младенца и назвал его Вичамой. Вичама ушел странствовать, а разгневанный Пачакамак в это время убил его мать и создал людей. Но Вичама вместе с Солнцем превратили этих людей в камни, а чтобы создать человечество, использовали золотое, серебряное и медное яйца. В другом варианте мифа Пачакамак был мужем богини плодородия и прародительницы людей, которую звали Пачамама («Земля-Мать»). Можно предположить, что местный бог государства Ичма был отождествлен инками с Пачакамаком, который ранее почитался ими.
Инка Гарсиласо де ла Вега, перуанский писатель, сын губернатора Куско и знатной индианки, рассказывает о Пачакамаке так:
«Следует знать, как мы уже говорили об этом в другом месте и еще скажем дальше, и как об этом же пишут все историки, инки — короли Перу, обладая природным озарением, которым одарил их бог, достигли [понимания] того, что существовал творец всего существующего, которого они называли Пача-камаком, что означает „творец“ и „тот, кто поддерживает вселенную“. Это учение вначале возникло у инков а [затем] распространилось во всех их королевствах до и после их завоевания.
Они говорили, что он был невидим и не позволял видеть себя, и поэтому они не строили ему храмы и не совершали жертвоприношения, как Солнцу, а только поклонялись ему внутренне с величайшим почтением, как можно судить по внешним проявлениям, выражавшимся в движениях головы, глаз, рук и тела в момент произношения его имени. Это учение, слава о котором распространилась, было воспринято всеми теми народами, одними после, а другими до их завоевания [инками]; так, в частности, его восприняли еще до покорения инками предшественники этого короля Куис-манку, построившие храм Пача-камаку и присвоившие это же название долине, в которой он был основан и которая в те времена была одной из самых важных долин на всём том побережье. В храме йунки [жители государства Ичма — Полит.ру] установили своих идолов, каковыми являлись фигуры рыб; среди идолов имелось изображение лисы. Этот храм Пача-камака отличался исключительной помпезностью здания и служб; он был единственным в Перу, в котором йунки приносили в жертву множество животных и других вещей, а некоторые из жертвоприношений были связаны с человеческой кровью мужчин, женщин и детей, которых они убивали на своих важнейших праздниках, как это происходило во многих других провинциях до того, как их завоевали инки» («История государства инков», книга VI, глава XXX, перевод В. А. Кузишева).
Интересно, что Инка Гарсиласо разделяет храм Пачакамака и храм, где происходили прорицания, хотя прочие источники считают их одним и тем же местом:
«Долина Римак находится в четырех лигах на север от Пача-камака. Слово Римак является настоящим причастием: оно означает „говорящий“. Они назвали так долину по идолу, которого имели там в виде фигуры мужчины и который говорил и отвечал на задававшиеся ему вопросы, как оракул Аполлона Дельфийского и многие другие оракулы античного язычества; а так как он говорил, они назвали его говорящим, а заодно и долину, в которой он находился.
Этот идол пользовался у йунков великим почтением, а также и у инков, после того как они захватили ту прекрасную долину, в которой испанцы основали город, именуемый Городом Королей, поскольку его основали в день, когда явилось видение господа, представшего перед язычеством. Таким образом, Римак, или Лима, или Город Королей — это одно и то же; его герб составлен из трех корон и одной звезды. Идол находился в роскошном храме, хотя и не таком, как храм Пача-камака; сюда приходили и направляли своих послов господа Перу, чтобы посоветоваться по делам, которые они считали важными. Испанские историки путают храм Римака с храмом Пача-камака и говорят, что Пача-камак был тем [идолом], который говорил, и не упоминают о Римаке; а эта ошибка, как и многие другие подобные, имеющиеся в их историях; они рождены незнанием особенностей языка и тем, что они не очень утруждали себя уточнениями, а могла она также возникнуть и по причине близости тех долин, ибо нет между ними и четырех маленьких лиг и обе они принадлежали одному и тому же господину» [там же].
Миссионер Фернандо де Монтесинос рассказывал, как якобы еще до появления в Новом Свете испанцев великий инка Виракоча отремонтировал храм Пачакамака и преподнес жрецам богатые пожертвования. Затем он стал спрашивать, что ждет его наследников. Главный жрец передал ответ бога, согласно которому сын и внук Виракочи будут править успешно и совершат множество побед, но потом в страну придут новые правители — белые, бородатые и очень жестокие. После этого Виракоча, чтобы умилостивить Пачакамака, совершил еще большие приношения в его храм.
О судьбе Пачакамака во время завоевания державы инков испанцами рассказывает испанский священник Сьеса Педро де Леон в книге «Хроника Перу»:
«Когда губернатор дон Франсиско Писарро (с позволения на то Господа) захватил в провинции Кахамарка Атабалипу, узнав об этом храме и о находившемся в нем огромном богатстве, послал капитана Эрнандо Писарро, своего брата, с группой испанцев, чтобы они добрались к этой долине и извлекли всё золото, какое в этом гнусном храме было. С собранными сокровищами он должен был бы вернуться в Кахамальку [Кахамарку]. И капитан Эрнандо Писарро постарался как можно быстрее добраться к Пачакама[ку]. Известно среди индейцев, что знать и жрецы храма [до прихода испанцев] успели вытащить более 400 нош золота, которое так никогда и не было обнаружено, и ныне живущие индейцы не знают, где оно находится, и Эрнандо Писарро не обнаружил (который был первым испанским капитаном, вступившим на эту землю) ни грамма золота и серебра. Спустя некоторое время, капитан[ы] Родриго Оргоньес, Франсиско де Годой и другие добыли много золота и серебра из погребений. И еще полагают и считают достоверным, что его куда больше, но так как неизвестно, где оно захоронено, то считается утраченным. И если до сих пор его не обнаружили, недолог час, когда оно будет раздобыто. Со времени, когда Эрнандо Писарро и другие христиане вошли в этот храм, оно исчезло, и у дьявола власть стала шаткой, имевшиеся идолы были уничтожены, а сооружения и храм Солнца в последующем были забыты, и даже не стало многих этих людей, настолько, что в нем осталось совсем мало индейцев. Он также оброс деревьями, как и его окрестности. А в полях этой долины выращивается много коров и другого скота, а из кобыл получаются хорошие лошади» [Перевод С. А. Куриенко].
Стоит отметить, что словам Сьесы Педро де Леона, будто Эрнандо Писарро не нашел золота в храме Пачакамака, противоречит письмо самого Эрнандо, подготовленное для королевской аудиенции в ноябре 1533 года. Там он указывал, что для переноса сокровищ из Пачакамака в Кахамарку потребовалось десять тысяч человек. Но вот рассказ о разрушении идолов подтверждается и словами Эрнандо Писарро.
Назад к списку новостей

Отзывы

Peru round trip — April 2010

Absolutly Excellente service and information and opportunity to influence the program. Thanks for beautiful and fabulous days!

Hagstrom Brandel / Sweden

Все Перу — Июль 2010

Наш гид был очень веселым и дал нам много разной интересной информации.

Адров Николай / Россия

Классический тур с прогулкой по тропе инков — Декабрь 2014

Вы предлагаете поездку, которая является действительно хорошим соотношением цены и качества; и в которую уже включено большинство сервисов. Персонал туроператора Machete Tours предлагает настоящее профессиональное обслуживание. Поэтому мы определенно точно будем путешествовать с Мачете турс снова.

Матс и Сюзанн Килани (Mats & Suzanne Kilany) / Швеция